Правовые риски
«Газпром нефть» строит свою деятельность на четком соответствии нормам российского законодательства, а также законодательства юрисдикций, в которых Компания ведет свою деятельность.
«Газпром нефть» не может гарантировать отсутствие негативных изменений в российском законодательстве в долгосрочной перспективе, поскольку большинство рискообразующих факторов находятся вне ее контроля. Снижение негативного воздействия данной категории рисков достигается за счет отслеживания и своевременного реагирования на изменения, вносимые в акты различных отраслей законодательства, а также путем активного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и общественными организациями по вопросам интерпретации, правильного применения и совершенствования норм законодательства.
Описание рисков | Меры по управлению рисками |
---|---|
Риски, связанные с изменением налогового законодательства | |
«Газпром нефть» является одним из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации, осуществляющим уплату федеральных, региональных и местных налогов, в частности НДС, налога на прибыль организаций, НДПИ, налога на имущество организаций, земельного налога. В 2014 г. особое внимание было уделено риску влияния «налогового маневра» на результаты деятельности Компании. | В ходе операционной деятельности специалистами Компании осуществляется непрерывный мониторинг изменений налогового законодательства, изменений в практике толкования и применения норм действующего налогового законодательства. Компания выступает в качестве эксперта в процессе совершенствования нормативной базы и разработки новых правовых актов налогового законодательства. Риски, обусловленные «налоговым маневром», были своевременно оценены Компанией и учтены при составлении Бизнес-плана на 2015 г. |
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин | |
Компания является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего подвержена рискам, связанным с изменением законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенного законодательства, регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. В качестве риска можно выделить возможность изменения Правительством Российской Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на отдельные товары, в отношении которых «Газпром нефть» заключает внешнеторговые сделки. Основным негативным последствием реализации данного риска является увеличение расходов и снижение эффективности экспорта. | ОАО «Газпром нефть» выполняет требования таможенного контроля, своевременно оформляет всю документацию, необходимую для осуществления как экспортных, так и импортных операций, и располагает достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил в сфере таможенного регулирования. Риски были оценены как приемлемые, учитывая произошедшее снижение таможенной пошлины на экспорт сырой нефти. |
Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности | |
Развитие современного законодательства о недрах базируется на детальной регламентации процессов недропользования со стороны государства, необходимости повышения рационального использования участков недр, тщательного соблюдения законодательных норм охраны окружающей среды. | «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность на лицензионных участках с учетом высоких требований российского законодательства о недрах, обеспечивая актуализацию лицензионных соглашений с учетом изменений действующего законодательства. Компания ведет работы по анализу и оценке законодательных инициатив заинтересованных министерств и ведомств в сфере законодательства о недрах и лицензирования отдельных видов деятельности. Предлагаемые и обсуждаемые поправки в действующее законодательство в целом благоприятно отразятся на режиме недропользования и осуществлении лицензируемых видов деятельности в Российской Федерации. Правовых рисков, связанных с утратой права пользования участками недр или нарушением действующего законодательства вследствие указанных изменений, непосредственно для «Газпром нефти» не усматривается. |
Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Компании | |
В действующей системе правоприменения в Российской Федерации большое значение имеют правовые позиции высших судебных инстанций (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ), которые могут оказывать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности Компании. | «Газпром нефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне окружных арбитражных судов, активно применяя и используя ее не только при защите в судебном порядке своих прав и законных интересов, но и при разрешении правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления деятельности. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики, оцениваются как незначительные. |
Риски, связанные с антимонопольным регулированием | |
Если Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) придет к выводу, что Компания осуществляет свою деятельность в нарушение антимонопольного законодательства, это может стать причиной административных мер в отношении предприятий Компании. Нефтяная промышленность в России действует в условиях строгого контроля ценообразования со стороны государственных органов, которые осуществляют мониторинг цен на нефтепродукты, отслеживая согласованные действия компаний и ценовой сговор. В результате даже оправданный рост цен на продукцию нефтяных компаний может привести к возникновению жалоб и обвинению со стороны ФАС в нарушении российского антимонопольного законодательства. В прошлом ФАС штрафовала Компанию в связи с обвинениями в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. В соответствии с решениями ФАС, при поддержке Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Компания «Газпром нефть» и другие вертикально интегрированные нефтяные компании России были признаны доминирующими на топливных рынках моторного и авиационного топлива в России. Кроме того, ФАС подготовила проекты законов «О рынке цены на нефть и нефтепродукты» и «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», которые содержат другие потенциальные риски для Компании. | Компания уделяет большое внимание соблюдению антимонопольного законодательства, в этой связи создано подразделение, деятельность которого направлена на управление антимонопольными рисками в Компании, а также разработана ценовая политика, согласованная с регулирующими органами. |