Правовые риски

«Газпром нефть» строит свою деятельность на четком соответствии нормам российского законодательства, а также законодательства юрисдикций, в которых Компания ведет свою деятельность.

«Газпром нефть» не может гарантировать отсутствие негативных изменений в российском законодательстве в долгосрочной перспективе, поскольку большинство рискообразующих факторов находятся вне ее контроля. Снижение негативного воздействия данной категории рисков достигается за счет отслеживания и своевременного реагирования на изменения, вносимые в акты различных отраслей законодательства, а также путем активного взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти и общественными организациями по вопросам интерпретации, правильного применения и совершенствования норм законодательства.

Описание рисков Меры по управлению рисками
Риски, связанные с изменением налогового законодательства
«Газпром нефть» является одним из крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации, осуществляющим уплату федеральных, региональных и местных налогов, в частности НДС, налога на прибыль организаций, НДПИ, налога на имущество организаций, земельного налога. В 2014 г. особое внимание было уделено риску влияния «налогового маневра» на результаты деятельности Компании. В ходе операционной деятельности специалистами Компании осуществляется непрерывный мониторинг изменений налогового законодательства, изменений в практике толкования и применения норм действующего налогового законодательства. Компания выступает в качестве эксперта в процессе совершенствования нормативной базы и разработки новых правовых актов налогового законодательства. Риски, обусловленные «налоговым маневром», были своевременно оценены Компанией и учтены при составлении Бизнес-плана на 2015 г.
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин
Компания является участником внешнеэкономических отношений, вследствие чего подвержена рискам, связанным с изменением законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также таможенного законодательства, регулирующего отношения по установлению порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. В качестве риска можно выделить возможность изменения Правительством Российской Федерации ставок таможенных пошлин (как ввозных, так и вывозных) на отдельные товары, в отношении которых «Газпром нефть» заключает внешнеторговые сделки. Основным негативным последствием реализации данного риска является увеличение расходов и снижение эффективности экспорта. ОАО «Газпром нефть» выполняет требования таможенного контроля, своевременно оформляет всю документацию, необходимую для осуществления как экспортных, так и импортных операций, и располагает достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами для соблюдения норм и правил в сфере таможенного регулирования. Риски были оценены как приемлемые, учитывая произошедшее снижение таможенной пошлины на экспорт сырой нефти.
Риски, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности
Развитие современного законодательства о недрах базируется на детальной регламентации процессов недропользования со стороны государства, необходимости повышения рационального использования участков недр, тщательного соблюдения законодательных норм охраны окружающей среды. «Газпром нефть» осуществляет свою деятельность на лицензионных участках с учетом высоких требований российского законодательства о недрах, обеспечивая актуализацию лицензионных соглашений с учетом изменений действующего законодательства. Компания ведет работы по анализу и оценке законодательных инициатив заинтересованных министерств и ведомств в сфере законодательства о недрах и лицензирования отдельных видов деятельности. Предлагаемые и обсуждаемые поправки в действующее законодательство в целом благоприятно отразятся на режиме недропользования и осуществлении лицензируемых видов деятельности в Российской Федерации. Правовых рисков, связанных с утратой права пользования участками недр или нарушением действующего законодательства вследствие указанных изменений, непосредственно для «Газпром нефти» не усматривается.
Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью Компании
В действующей системе правоприменения в Российской Федерации большое значение имеют правовые позиции высших судебных инстанций (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ), которые могут оказывать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности Компании. «Газпром нефть» осуществляет регулярный мониторинг решений, принимаемых высшими судами, а также оценивает тенденции правоприменительной практики, формирующейся на уровне окружных арбитражных судов, активно применяя и используя ее не только при защите в судебном порядке своих прав и законных интересов, но и при разрешении правовых вопросов, возникающих в процессе осуществления деятельности. В связи с этим риски, связанные с изменением судебной практики, оцениваются как незначительные.
Риски, связанные с антимонопольным регулированием
Если Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) придет к выводу, что Компания осуществляет свою деятельность в нарушение антимонопольного законодательства, это может стать причиной административных мер в отношении предприятий Компании. Нефтяная промышленность в России действует в условиях строгого контроля ценообразования со стороны государственных органов, которые осуществляют мониторинг цен на нефтепродукты, отслеживая согласованные действия компаний и ценовой сговор. В результате даже оправданный рост цен на продукцию нефтяных компаний может привести к возникновению жалоб и обвинению со стороны ФАС в нарушении российского антимонопольного законодательства. В прошлом ФАС штрафовала Компанию в связи с обвинениями в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. В соответствии с решениями ФАС, при поддержке Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Компания «Газпром нефть» и другие вертикально интегрированные нефтяные компании России были признаны доминирующими на топливных рынках моторного и авиационного топлива в России. Кроме того, ФАС подготовила проекты законов «О рынке цены на нефть и нефтепродукты» и «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», которые содержат другие потенциальные риски для Компании. Компания уделяет большое внимание соблюдению антимонопольного законодательства, в этой связи создано подразделение, деятельность которого направлена на управление антимонопольными рисками в Компании, а также разработана ценовая политика, согласованная с регулирующими органами.