36. Договорные и условные обязательства

Налоги

Российское налоговое и таможенное законодательство подвержено частым изменениям и трактуется различным образом. Трактовка законодательства руководством, в том числе в части исчисления налогов, подлежащих уплате в федеральный и региональные бюджеты, применяемая к операциям и деятельности Группы, может быть оспорена соответствующими контролирующими органами. Позиция российских налоговых органов в отношении применения законодательства и использованных допущений может оказаться достаточно категоричной, более того, существует риск того, что операции и деятельность, которые не вызывали претензий контролирующих органов в прошлом, будут оспорены в будущем. Как следствие, могут быть начислены существенные суммы дополнительных налогов, штрафов и пени. В рамках налоговой проверки может быть проверен отчетный период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При определенных обстоятельствах проверке могут быть подвергнуты более длительные периоды. В настоящий момент 2012, 2013 и 2014 гг. остаются открытыми для налоговой проверки. Руководство полагает, что оно разумно оценило любые возможные убытки, связанные с такими возможными доначислениями.

С 1 января 2012 г. было изменено российское законодательство в сфере трансфертного ценообразования. Были введены существенные требования к оперативному документированию рыночной среды на дату совершения операций и составлению отчетов по данным операциям по итогам года их совершения. Новые правила трансфертного ценообразования стали более детальными и более сходными с международными правилами трансфертного цено­образования, разработанными ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), чем ранее действовавшие правила. Новые нормы в трансфертном ценообразовании позволяют налоговым органам начислить дополнительные налоговые обязательства в отношении сделок, попадающих под контроль налоговых органов (операции со связанными сторонами и некоторые операции с третьими лицами), ссылаясь на то, что цена по данным сделкам не соответствует принципу деятельности на коммерческих началах (принципу «вытянутой руки»). Операции Группы со связанными сторонами регулярно анализируются внутренними службами на предмет соответствия требованиям трансфертного ценообразования. Руководство полагает, что подготовленные по трансфертному ценообразованию документы достаточны для обоснования налоговой позиции Группы и подтверждения налоговых вычетов. Кроме того, в целях снижения рисков проводятся переговоры с налоговыми органами для заключения соглашений о ценообразовании, девять из которых в отношении самых существенных внутригрупповых операций (включая экспортные) уже были заключены в 2012–2014 гг. Вместе с тем, поскольку правоприменительная практика по новым правилам еще не сложилась и некоторые нормы нового законодательства содержат противоречия и (или) могут трактоваться неоднозначно, влияние новых правил трансфертного ценообразования на величину налоговых рисков Группы не может быть достоверно определено.

Условия ведения хозяйственной деятельности в российской федерации

Экономика Российской Федерации проявляет некоторые характерные особенности, присущие развивающимся рынкам. Нормы административного права Российской Федерации (включая налоговое, антимонопольное, валютное и таможенное законодательство) допускают возможность разных толкований и создают дополнительные трудности для компаний, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации. Политическая и экономическая нестабильность, неопределенность и волатильность фондового рынка и другие риски могут оказать негативное влияние на российский финансовый и корпоративный сектор. Будущее экономическое развитие Российской Федерации зависит от внешних факторов и мер внутреннего характера, предпринимаемых правительством для поддержания роста и внесения изменений в нормы гражданского и административного права. Руководство полагает, что им предпринимаются все необходимые меры для поддержания устойчивости и развития бизнеса Группы в современных условиях, сложившихся в бизнесе и экономике.

В 2014 году США, Европейский союз и некоторые другие страны ввели санкции в отношении российского энергетического сектора, которые частично применимы и к Группе.

Санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам — гражданам США и всем юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законодательством США (включая иностранные филиалы таких компаний), а также всем лицам на территории США (1) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иные сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в отношении ряда компаний энергетического сектора, включая ОАО «Газпром нефть», и (2) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары, услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для проектов, которые связаны с потенциальной возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах на территории Российской Федерации или во внутренних и территориальных водах, которые Российская Федерация считает своими, российским компаниям, включая ОАО «Газпром нефть». Указанные санкции также распространяются на любое лицо, в капитале которого компании, включенные в санкционный список, прямо или косвенно, совместно или по отдельности, владеют 50 % долей или более.

Санкции, введенные Европейским союзом в июле 2014 г., запрещают (1) продажу, поставку, передачу или экспорт оборудования или технологий, которые связаны с разработкой и добычей нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах на территории Российской Федерации, (2) оказание технического содействия или посреднических услуг, связанных с такими технологиями, (3) финансирование или финансовое содействие, связанные с любой продажей, поставкой, передачей или экспортом таких технологий.

Санкции, введенные Европейским союзом в сентябре 2014 г. и некоторыми другими странами, запрещают (4) предоставление услуг по бурению, освоению скважин, геофизическому исследованию скважин, эксплуатационному оборудованию скважин; поставку специальных плавучих оснований, необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, а также для разведки и добычи нефти на арктическом шельфе и для проектов по добыче сланцевой нефти в России; (5) покупку, продажу, предоставление инвестиционных услуг или оказание содействия в выпуске и других операциях с обращающимися ценными бумагами, инструментами денежного рынка и новыми заимствованиями со сроком погашения более 30 дней в случае, если они выпущены определенными российскими компаниями, предоставлены определенным российским компаниям, включая ОАО «Газпром нефть» и любое юридическое лицо, зарегистрированное за пределами Европейского союза, доля владения ОАО «Газпром нефть» в котором составляет более 50 %.

В ноябре 2014 г. Швейцария ввела следующие ограничения: (1) требуется разрешение на выпуск и торговые операции с финансовыми инструментами, выпушенных ОАО «Газпром нефть», со сроком обращения свыше 30 дней и выдачу займов в адрес ОАО «Газпром нефть» со сроком погашения более 30 дней; (2) требуется уведомить компетентный орган Швейцарии в случае осуществления торговых операций с финансовыми инструментами со сроком погашения свыше 30 дней, выпущенными ОАО «Газпром нефть» за пределами Швейцарии и ЕС; (3) требуется уведомить компетентный орган Швейцарии в случае предоставления услуг по бурению, освоению скважин, геофизическому исследованию скважин, эксплуатационному оборудованию скважин; поставке специальных плавучих оснований, необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, а также для разведке и добыче нефти на арктическом шельфе и для проектов по добыче сланцевой нефти в России.

В настоящее время Группа продолжает оценку влияния санкций, но не считает, что они окажут существенное влияние на консолидированную финансовую отчетность.

Обязательства по охране окружающей среды

В настоящее время в Российской Федерации ужесточается природоохранное законодательство и позиция государственных органов Российской Федерации относительно его соблюдения. Группа периодически оценивает потенциальные обязательства в соответствии с природоохранным законодательством. По мнению руководства, Группа отвечает требованиям государственных органов по охране окружающей среды и, поэтому на данный момент у Группы отсутствуют существенные обязательства, связанные с охраной окружающей среды.

Обязательства капитального характера

По состоянию на 31 декабря 2014 г. Группа имеет договорные обязательства по приобретению основных средств, которые составляют 230 578 млн руб. (на 31 декабря 2013 г. — 109 314 млн руб.).