Розничная реализация

Располагая одной из наиболее развитых сбытовых сетей в России, в 2014 г. «Газпром нефть» продолжила укреплять свои позиции на розничном рынке автомобильных топлив, увеличив свою долю в регионах присутствия на 1,1 п. п. до 23,7 %.

Сеть АЗС «Газпромнефть» представлена в 28 регионах России, а также в странах СНГ и Восточной Европы. К концу 2014 г. в эксплуатации в России и СНГ находилось 1 389 АЗС Компании, что на 50 единиц больше, чем на конец предшествующего года.

За 2014 г. через АЗС Компании реализовано 9,9 млн т нефтепродуктов (на 9 % больше по сравнению с реализацией в 2013 г.). Средняя суточная реализация на одной АЗС в России в 2014 г. составила 20,0 т в сутки, что на 5,3 % больше, чем в 2013 г.

В 2014 г. реализация нефтепродуктов через АЗС, находящиеся на территории России, возросла на 9,5 % и составила 8,0 млн т нефтепродуктов.

Выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг на АЗС в 2014 г. составила 13,6 млрд руб., что на 29 % больше, чем в 2013 г.

Ключевые показатели сети АЗС

2014 2013 2012 2011 2010
Количество АЗС в России, шт. 1 150 1 111 1 060 1 043 947
Количество АЗС в CНГ, шт. 239 228 205 202 181
Количество АЗС в Восточной Европе, шт. 421 408 344 425 468
Общее количество АЗС, шт 1810 1747 1609 1670 1596
Средняя суточная реализация через одну АЗС в РФ, т/сут. 20,0 19,0 17,6 14,2 10,3

Регионы присутствия

Одним из высокоэффективных инструментов, оказывающих положительное влияние на повышение объемов продаж и доверия к бренду, является федеральная программа лояльности для физических лиц «Нам по пути», запущенная Компанией в 2010 г.

В настоящее время программа реализуется во всех регионах присутствия сети АЗС «Газпромнефть» в России, а также на пространстве СНГ (Республика Беларусь). С момента запуска к программе лояльности присоединились уже более 5,3 млн клиентов. Доля продаж по программе лояльности «Нам по пути» составляет более 70 % (в ряде регионов доля достигает почти 90 %). На территории СНГ среди ВИНК программа лояльности «Нам по пути» является самой масштабной топливной программой лояльности по количеству участников в регионах присутствия сети АЗС «Газпромнефть».

В 2014 г. «Газпром нефть» продолжила реализацию ключевого для сбытового блока проекта «Реорганизация модели региональных продаж», цель которого — повышение эффективности бизнеса путем выстраивания функциональных бизнес-моделей. На первоначальном этапе проекта дочерние предприятия были сформированы в самостоятельные бизнес-единицы, ориентированные на конкретный вид бизнеса: розничный, мелкооптовый бизнес, корпоративные продажи, нефтебазовое хозяйство, транспортировка нефтепродуктов, контроль качества. Такой функциональный принцип разделения коренным образом отличается от принятого в российской нефтяной отрасли территориального принципа сбытового бизнеса.

Дочерние организации, созданные в рамках новой модели региональных продаж, в 2014 г. начали свою деятельность как самостоятельные предприятия, сформировали собственный финансовый результат. Основной фокус в рамках реорганизации был направлен на выстраивание эффективных бизнес-процессов между предприятиями, а также на внедрение новой системы мотивации.

В рамках реорганизации модели региональных продаж «Газпром нефти» начало операционную деятельность ООО «Газпромнефть — Корпоративные продажи». Новое дочернее предприятие управляет продажами топлива юридическим лицам, заправляющим автомобили на АЗС по топливным картам «Газпром нефти».