Розничная реализация
Располагая одной из наиболее развитых сбытовых сетей в России, в 2014 г. «Газпром нефть» продолжила укреплять свои позиции на розничном рынке автомобильных топлив, увеличив свою долю в регионах присутствия на 1,1 п. п. до 23,7 %.
Сеть АЗС «Газпромнефть» представлена в 28 регионах России, а также в странах СНГ и Восточной Европы. К концу 2014 г. в эксплуатации в России и СНГ находилось 1 389 АЗС Компании, что на 50 единиц больше, чем на конец предшествующего года.
За 2014 г. через АЗС Компании реализовано 9,9 млн т нефтепродуктов (на 9 % больше по сравнению с реализацией в 2013 г.). Средняя суточная реализация на одной АЗС в России в 2014 г. составила 20,0 т в сутки, что на 5,3 % больше, чем в 2013 г.
В 2014 г. реализация нефтепродуктов через АЗС, находящиеся на территории России, возросла на 9,5 % и составила 8,0 млн т нефтепродуктов.
Выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг на АЗС в 2014 г. составила 13,6 млрд руб., что на 29 % больше, чем в 2013 г.
Ключевые показатели сети АЗС
2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | |
---|---|---|---|---|---|
Количество АЗС в России, шт. | 1 150 | 1 111 | 1 060 | 1 043 | 947 |
Количество АЗС в CНГ, шт. | 239 | 228 | 205 | 202 | 181 |
Количество АЗС в Восточной Европе, шт. | 421 | 408 | 344 | 425 | 468 |
Общее количество АЗС, шт | 1810 | 1747 | 1609 | 1670 | 1596 |
Средняя суточная реализация через одну АЗС в РФ, т/сут. | 20,0 | 19,0 | 17,6 | 14,2 | 10,3 |
Регионы присутствия

Одним из высокоэффективных инструментов, оказывающих положительное влияние на повышение объемов продаж и доверия к бренду, является федеральная программа лояльности для физических лиц «Нам по пути», запущенная Компанией в 2010 г.
В настоящее время программа реализуется во всех регионах присутствия сети АЗС «Газпромнефть» в России, а также на пространстве СНГ (Республика Беларусь). С момента запуска к программе лояльности присоединились уже более 5,3 млн клиентов. Доля продаж по программе лояльности «Нам по пути» составляет более 70 % (в ряде регионов доля достигает почти 90 %). На территории СНГ среди ВИНК программа лояльности «Нам по пути» является самой масштабной топливной программой лояльности по количеству участников в регионах присутствия сети АЗС «Газпромнефть».
В 2014 г. «Газпром нефть» продолжила реализацию ключевого для сбытового блока проекта «Реорганизация модели региональных продаж», цель которого — повышение эффективности бизнеса путем выстраивания функциональных бизнес-моделей. На первоначальном этапе проекта дочерние предприятия были сформированы в самостоятельные бизнес-единицы, ориентированные на конкретный вид бизнеса: розничный, мелкооптовый бизнес, корпоративные продажи, нефтебазовое хозяйство, транспортировка нефтепродуктов, контроль качества. Такой функциональный принцип разделения коренным образом отличается от принятого в российской нефтяной отрасли территориального принципа сбытового бизнеса.
Дочерние организации, созданные в рамках новой модели региональных продаж, в 2014 г. начали свою деятельность как самостоятельные предприятия, сформировали собственный финансовый результат. Основной фокус в рамках реорганизации был направлен на выстраивание эффективных бизнес-процессов между предприятиями, а также на внедрение новой системы мотивации.
В рамках реорганизации модели региональных продаж «Газпром нефти» начало операционную деятельность ООО «Газпромнефть — Корпоративные продажи». Новое дочернее предприятие управляет продажами топлива юридическим лицам, заправляющим автомобили на АЗС по топливным картам «Газпром нефти».